Применения права: социолого-правовые особенности.

Сайт управляется системой uCoz
.

 

                                                                                                                                                 Доцент СГУ 
                                                                                                                                                Новицкий В.А.

 

Правоприменение – это, прежде всего, деятельность личности (личностей) правоприменителя в определённой социальной среде – обществе, смысл которой заключается в преобразовании общественного отношения в урегулированное правоотношение на основе норм, принципов права и внутреннего убеждения конкретного правоприменителя. Правоприменение носит характер социальной юридической деятельности государственного уполномоченного органа (должностного лица), «через посредство которой в конкретные отношения людей внедряются политические, идеологические и собственно регулятивные элементы содержания права… Эта деятельность подзаконная...При осуществлении правоприменения происходит как бы «двойной» учет фактических обстоятельств через применяемые нормы права и непосредственный их анализ».1 Правовая норма несет в себе общую модель, закрепленную законодателем и направленную на применение к определенным общественным отношениям. Такое применение правовой нормы к исследованному спорному общественному отношению осуществляется правоприменителем, уполномоченным в каждом конкретном случае на такую деятельность законодателем. «Система ожиданий социальной среды выражается через общественное мнение, играющее роль санкций и стимуляторов».2 Общественное мнение, в силу специфического синтеза в нем общественных суждений и воли, вычленяется в качестве особого феномена социально психологического климата.4 Правоприменение связано с разрешением конфликтов или их предупреждением. Работа правоприменителя ведется там, где возникла так называемая «упречная ситуация» (отношение спорно, отклоняется от нормы, нарушает установленное правило),5 и там, где следует присудить гражданину соответствующие награды, решить вопрос о материальном или ином поощрении.6 Ординарные граждане выступают в качестве «потребителей» результатов и благ законности,7 восторжествовавшей в результате применения права уполномоченным государственным органом. Влияние правоприменителя на социальную среду оказывается посредством регулятивной и охранительной функций права. Изменения, вносимые правоприменителем в общественный «микроклимат» коренным образом предопределяют правовую психологию и правовую идеологию. «В социальной деятельности человека вообще и, в правоприменении в частности, складывается из отношений «субъект-объект» и «субъект-субъект», которые периодически перекрещиваются. В то же время, в отличии от элементарного коммуникативного общения, в правоприменении легче увидеть, кто из субъектов выступает в качестве объекта».9 На наш взгляд, в процессуальном правоприменении объектом выступает не субъект, а его механизм доказывания. Как подчёркивает В.В. Лазарев: «анализ позиций социальных психологов позволяет сделать … следующие выводы», - приведём и: а). Правоприменение всегда предполагает социальное общение и суть работы правоприменителя как раз в том и состоит, чтобы определить сообразно закону и обстоятельствам, место субъекта в отношении с третьими лицами. Как социологический, так и теоретический подход должен основываться на том, что «применение права является одним из видов общественных отношений».10 б).Правоприменение чаще всего предполагает групповое осуществление необходимой работы. в). В своей заключительной части правоприменительная деятельность в условиях социализма сориентирована на коллективную форму. (В настоящее время происходит переход, к наибольшему единоличному правоприменению – прим. автора.). г).Изучение правоприменительной работы и повышение ее эффективности требует знаний и управленческих навыков в области группового самосознания социально-психологической атмосферы и социально-психологического климата группы, психологических особенностей коллективного решения. д). участвующая в правоприменении группа … немыслимы без управления (руководства)». 11 Вышеприведённые особенности, несомненно, отражают основные характеристики правоприменения с позиций юридической социологии. Вместе с тем, как представляется, этот перечень подлежит дальнейшей разработке. Так, общественное мнение выполняет стимулирующую функцию в большинстве случаев рассмотрения юридических дел. Данное положение можно признавать, можно не признавать, но на практике общественное мнение незримо довлеет над любым правоприменителем. Существует и обратная связь: самому правоприменению органически присущ комплексный характер общественного воздействия. Предопределяющее значение в этом вопросе имеет общественный резонанс дела, напрямую зависящий от привлечённых к участию в деле конкретных личностей. Принятые правоприменителем решения изменяют социальный статус заинтересованных в споре личностей, либо характер общественных отношений в которые вовлечены заинтересованные в исходе дела индивиды, чем вызывают изменения в социальной среде общества. Характер этих изменений порой столь велик, что способен влиять на общественно – политическую обстановку в регионе, а принятие правовых решений по отдельным делам и во всей стране в целом (в качестве примера можно привести рассмотрение и разрешение судом Дагестана уголовного дела, по обвинению банды Радуева).

Сайт управляется системой uCoz